Анна Нетребко, натуральное «веризм»

  • 16-01-2020
  • комментариев

Анна Нетребко Авторские права Гарольд Хоффман / Deutsche Grammophon

Ни для кого не секрет, что сопрано «Анна Нетребко» - одна из самых кассовых сборщиков оперы: ее выступления в «Трубадуре» в прошлом сезоне были одними из немногих вечеров, когда билеты на Met были распроданы. Но ее новый компакт-диск Verismo показывает, что она больше, чем просто звезда; ее исполнение арий и сцен из итальянской оперы подчеркивает тонкий и захватывающий артистизм.

Эпоха веризма процветала чуть больше века назад, когда такие композиторы, как Джакомо Пуччини, Умберто Джордано и Альфредо Каталани, создали оперный стиль, сочетающий элементы вагнеровской гармонии со свободным декламационным стилем французской комической оперы. Изначально предметом была повседневная жизнь - «веризм» означает что-то вроде реальности, - но композиторы быстро переключили свое внимание на адаптацию сексуальных мелодрам, популярных тогда в устном театре.

Богатое лирическое сопрано Нетребко является естественным дополнением к пышному вокалу, которого требуют эти оперы, не в последнюю очередь потому, что ее голос наиболее мощный и сложный в переходных точках «passaggio» вверху и внизу высоких частот. Многие из наиболее эффективных пассажей в verismo попадают в эти области голоса, с которыми большинству певцов трудно договориться.

Иначе обстоит дело с Нетребко, которая щеголяет завораживающим низким регистром в самой первой версии альбома, «Io son l'umile ancella» из Адрианы Лекуврёр Франческо Силеа. Здесь известная актриса объясняет, что считает себя не по-настоящему творческим художником, а скорее эквивалентом музыкального инструмента, на котором играет рука драматурга. Ее фраза «vasallo della man» заставляет большинство сопрано звучать грудным голосом, но эта артистка находит завораживающий «смешанный» звук, темный и почти мутный, предполагающий, что отношения дивы с ее искусством могут быть не такими безмятежными, как она притворяется.

Всего лишь мгновение спустя Адриана объясняет, что ее искусство эфемерно, как дыхание, и канет в лету менее чем за день. В заключительной ноте пьесы, долгой ля-бемоль, Нетребко иллюстрирует эту идею звуком, возвращая громкость от богатой сильной стороны к мерцающему пианиссимо, которое, кажется, испаряется в воздухе.

Визитная карточка сборника - нестандартные подходы Нетребко к произведениям, которые оперные поклонники слышали уже сотни раз. В «Эббене? Ne andrò lontana »(известная как тема фильма Diva) она начинает эту прощальную песню в более быстром темпе, чем обычно, и звучит почти оптимистично. Затем, в средней части, в которой героиня понимает, что она никогда больше не увидит дома своей матери, сопрано замедляется почти до полной остановки, а длинные фразы, ведущие к высокой G и A, мучительно затягиваются.

Несмотря на неравномерное дирижирование Антонио Паппано, оригинальность подхода Нетребко может окрасить целую арию. «Ун бел ди» из балета «Мадам Баттерфляй» исполнена с серьезностью и зрелостью эффекта, возвышающего сцену до высокой трагедии. Перед ней предстанет судьба дезертирства и самоубийства Баттерфляй, лишенная иллюзий, и у нее нет другого выбора, кроме как прожить ее с достоинством. Финальная строка арии «l'aspetto» («Я буду ждать его»), спетая здесь на твердо-высоких си-бемолях, звучит почти вырывисто. Нетребко выразила отсутствие интереса к исполнению этой роли на сцене, и я надеюсь, что она пересматривает это решение, поскольку она могла бы быть великой Бабочкой нашего времени.

Еще одним сюрпризом является то, что среди самых ярких исполнений на этом диске - арии из опер, связанных с полными драматическими сопрано. В «Суицидио!» из «Джоконды» Нетребко пробуждает обреченное настроение своими резкими высокими фразами и погружается в свой жуткий нижний диапазон. Позже, в экспонате из Турандот «In questa reggia», Нетребко перерабатывает множество фраз, ударяя по высшему проходу, как опытный воин, владеющий мечом. Трудно представить эту убийственную арию, исполненную более красиво.

Для высокой дои, завершающей арию Турандот, к сопрано присоединяется ее муж Юсиф Эйвазов. Его яркий, почти металлический тенор также является эффектной фольгой в изюминке этого диска, заключительного акта Манон Леско Пуччини. Хотя, как следует из названия, в центре внимания этой сцены - героиня, медленно умирающая в пустыне Нового Света, бойкая, бесстрашная атака Эйвазова создает сочувствующий и мужественный портрет отчаявшегося любовника Манон Де Грие.

Манон - это роль, которую Нетребко поет довольно много в последнее время - она приносит ее в Met этой осенью - и ее опыт на сцене сразу же проявляется в изобилии деталей, которые она привносит в эту 20-минутную сцену. Боль, отчаяние, ужас, усталость - даже кратковременное блаженство, когда Манона уютно устроилась в объятиях своего возлюбленного - эти противоречивые эмоции так плавно перетекают в голосе Нетребко, что порой легко забыть, что вы просто слушаете запись оперы.

На этом компакт-диске Анна Нетребко делает веризм более реальным, чем сама жизнь. ν

комментариев

Добавить комментарий