В «Клеменце ди Тито» Метрополитена «Политика становится личной - и страстной»
Эльза ван ден Хеевер в роли Вителлии, Джойс ДиДонато в роли Сесто и Кристиан Ван Хорн (на заднем плане) в роли Публио в опере «Клеменция ди Тито». Джонатан Тичлер / Met Opera
Даже когда рецензент планирует наперед (а мы должны это делать), сезон иногда предлагает столько же великолепных сюрпризов, как обычная прогулка по музею. Поверните за угол в MoMA и, эй, разве это не «Звездная ночь» Ван Гога? Или вы приходите в субботу вечером на неожиданное возрождение Моцарта в Метрополитен и открываете для себя одну из самых драгоценных жемчужин сезона.
Мало того, что «Клеменса ди Тито» Моцарта даже более звездная, чем полотно Ван Гога - все шесть главных ролей потрясающе хорошо исполнены, - но она служит своевременным напоминанием о паре базовых принципов оперы как театра.
Подпишитесь на бюллетень Observer's Arts Newsletter
Во-первых, постановка покойного Жан-Пьера Поннелле превращает элегантную сказку о благородном римском императоре в захватывающую, творческую драму, никоим образом не упрощая и не искажая текст и музыку.
Кроме того, Метрополитен с умением и воображением возродил постановку (впервые выступившую здесь 34 года назад!). Блокировка точна, и исполнители нашли счастливое единодушие в своем стиле движений, который, по замыслу Поннелле, образует своего рода иронический комментарий к грандиозной манере классической трагедии.
Пока великодушный римский император Тито готовится к государственной свадьбе, коварная принцесса Вителлия, думая, что ее пренебрегли, уговаривает Сесто (своего любовника и ближайшего друга Тито) в заговоре с целью убийства. Однако наиболее убедительным аспектом драмы является нерешительность Тито, подобная Гамлету, о наказании виновных.
Подобно тому, как артисты физически воплощали в себе персонажей более крупных, чем жизнь, все они виртуозно исполняли эту сложную и сложную партитуру.
Самой блестящей из всех была меццо Джойс ДиДонато в роли страдающего Сесто. Она смело наложила огромные контрасты объема и темпа на самую известную арию из этой партитуры, «Parto, parto», переходя от почти бормочущей медленной части к ртутному заключению. Сложные триплетные мелизмы были не только кристально чистыми, но и болезненно выражали переутомленное эмоциональное состояние персонажа.
Сопрано Эльзе ван ден Хевер, возможно, не хватало инструментальной точности ДиДонато, но она более чем компенсировала свою агрессивную, уместно разжевывающую сцену атаку на роль Вителлии. Она была не столько злодейкой, сколько королевой драмы оружейного уровня - такой же свирепой зрелищной, как, скажем, Фэй Данауэй в «Фаворитке».
Она энергично произносила и речитатив, и колоратуру, и даже сумела указать могильные ноты своего 11-часового числа «Non più di fiori», хотя ей не хватает идеально твердого грудного голоса.
Сильный кастинг включал в себя несколько главных ролей: Эмили д'Анджело (Аннио) и Кристиан ван Хорн (Публио) хвастались роскошными, свежими голосами, а серебристый тон сопрано Ин Фанг и изысканное сценическое присутствие просто идеально подходили для инженю Сервилии.
В главной роли милосердного Тито тенор Мэтью Поленцани соединил восхитительный итальянский тон с образцовой техникой бельканто. Провозглашение, легато и даже дьявольские гаммы в «Se all'impero» звучали скрупулезно, но спонтанно. Если его игра казалась пустой, может быть, это к лучшему: часть взгляда Поннелле на эту благородную мелодраму, похоже, заключается в том, что людям с огромной ответственностью не разрешается предаваться роскоши личных чувств.
На фоне всего этого величия энергичное и умное поведение Лотара Кенигса, по общему признанию, казалось немного заурядным. Но, возможно, мы получим более звездного и смелого лидера, когда Метрополитен приступит к новой (самой запоздалой) постановке этого великолепного произведения.
Что больше всего порадовало и тронуло меня в нынешнем возрождении, так это то, что оно так ясно распознает и высвечивает политические темы Клеменцы. Даже в сезоне спектакля «Кольца Вагнера», лишенного всего, что могло бы считаться значимым, Метрополитен все же иногда может пробудиться, чтобы представить оперу как серьезный театр.
Первое мероприятие Observer Business of Art, которое состоится 21 мая в Нью-Йорке, станет главным событием для профессионалов арт-индустрии. Присоединяйтесь к нам, чтобы провести полдня в переговорах, живых дебатах и сетевых сессиях с ключевыми игроками отрасли. Ведущие мировые арт-фирмы, галереи, музеи и аукционные дома объединятся, чтобы поделиться тем, что сегодня разрушает индустрию. Не пропустите, зарегистрируйтесь сейчас
комментариев