Погрузитесь в историю Гималаев с помощью детальной работы Алтаря Стефана
Хотя мы часто приписываем горам метафорические атрибуты силы и стойкости, а также долголетия и даже божественного бессмертия, на самом деле они более хрупкие и менее устойчивые чем они появляются. Как заметили Д. Н. Вадиа и другие, парадокс гор состоит в том, что они представляют собой «более слабые пояса земной коры», которые более восприимчивы к сейсмической активности. Повторяющиеся землетрясения показали, насколько нестабильными могут быть Гималаи, поскольку их причалы смещаются и прогибаются. Кажущаяся твердой порода встряхивается или поднимается и опускается вдоль линий трещин. Но почти столь же драматичны, как и эти периодические и сильные толчки, другие, более тонкие, искажения и аномалии, которые показывают непостоянство гор и поднимают более серьезные фундаментальные вопросы о происхождении Гималаев.
В 1802 году, когда Было начато Великое тригонометрическое исследование Индии, геодезисты Ост-Индской компании приступили к кропотливой работе по измерению и картированию субконтинента с помощью процесса триангуляции. Историк Джон Кей в своей книге «Великое искусство: драматическая история о том, как была нанесена на карту Индия и был назван Эверест», описывает, как был совершен этот подвиг картографии. С помощью теодолитов, детских колясок, уровней, мерных стержней и планшетов геодезисты установили реперы и сплели сложную сеть измеренных линий и углов, простирающуюся от самой южной оконечности Индии до вершин Гималаев. В то время как эти «компас-ва11а», как их называли на англо-индийском сленге, продвигались вверх по полуострову, они вскоре обнаружили, что сила гравитации демонстрирует загадочные несоответствия, которые нарушили их расчеты и заставили усомниться в законах физики. . Удивительно, но ответ был дан скорее человеком веры, чем наукой. В 1854 году преподобный Дж. Х. Пратт, архидьякон Калькутты, выдвинул идею «горной компенсации». По сути, он предположил, что огромная масса горного хребта порождает гравитационные отклонения.
Как объясняет Кей, Survey of India проверило гипотезу Пратта в своей штаб-квартире в Дехрадуне, который находится у подножия Центральных Гималаев. и в северном конце Великой дуги. Они провели множество экспериментов с отвесами и маятниками, чтобы определить гравитационное отклонение, вызванное наличием гор. Не все результаты подтвердили пророческие слова архидиакона. Иногда, даже при отсутствии гор, показания геодезических инструментов были искажены, и при вычислении массы Гималаев прогнозируемый угол «топографического отклонения» не соответствовал их кажущимся размеру и высоте. Но, как вскоре поняли геодезисты, горы, которые мы видим, подобно верхушкам айсбергов, являются лишь видимыми частями гораздо большей массы, подвешенной внизу. Из гипотезы Пратта пришла концепция изостазии, состояния равновесия, которое существует в земной коре, и выступающие пики над головой, и глубокий субстрат, который простирается под последующими геодезическими исследованиями, показали, что внушительные размеры Гималайской цепи находятся на вершине огромного фундамента. твердой и расплавленной породы различной плотности.
Еще одна аномалия, которая сбила с толку геологов и геодезистов, заключалась в том, что некоторые горные породы иногда заставляют стрелку компаса отклоняться от направления на север. Сначала в этом обвиняли удары молнии, которые могут изменять поверхностный магнетизм в камнях. Но это объяснение не удовлетворило большинство ученых, которые постепенно осознали, что некоторые камни сохраняют неизгладимую «память» о своем создании, в частности, положение, которое они когда-то занимали по отношению к полярности Земли. Это означает, что по мере того как земная кора сдвигалась и плиты перестраивались, каждый слой горной породы сохранял врожденное чувство направления в соответствии с его происхождением.
Палеомагнетизм стал серьезной областью исследования в начале девятнадцатого гравитационного отклонения. / p>
Как объясняет Кей, Survey of India проверило гипотезу Пратта в своей штаб-квартире в Дехрадуне, который находится у подножия Центральных Гималаев и в северной части Великой дуги. Они провели множество экспериментов с отвесами и маятниками, чтобы определить гравитационное отклонение, вызванное наличием гор. Не все результаты подтвердили пророческие слова архидиакона. Иногда, даже при отсутствии гор, показания геодезических инструментов были искажены, и при вычислении массы Гималаев прогнозируемый угол «топографического отклонения» не соответствовал их кажущимся размеру и высоте. Но, как вскоре поняли геодезисты, горы, которые мы видим, как верхушки айсбергов, - всего лишьвидимые части гораздо большей массы, подвешенной внизу. Из гипотезы Пратта пришла концепция изостазии, состояния равновесия, которое существует в земной коре, и выступающие пики над головой, и глубокий субстрат, который простирается под последующими геодезическими исследованиями, показали, что внушительные размеры Гималайской цепи находятся на вершине огромного фундамента. твердой и расплавленной породы различной плотности.
Еще одна аномалия, которая сбила с толку геологов и геодезистов, заключалась в том, что некоторые горные породы иногда заставляют стрелку компаса отклоняться от направления на север. Сначала в этом обвиняли удары молнии, которые могут изменять поверхностный магнетизм в камнях. Но это объяснение не удовлетворило большинство ученых, которые постепенно осознали, что некоторые камни сохраняют неизгладимую «память» о своем создании, в частности, положение, которое они когда-то занимали по отношению к полярности Земли. Это означает, что по мере того, как земная кора сдвигалась и плиты перестраивались, каждый слой горной породы сохранял врожденное чувство направления в соответствии с его происхождением.
Палеомагнетизм стал серьезной областью исследований в начале девятнадцатого века, начатой в первую очередь немецким ученым Александром фон Гумбольдтом, который убедил Британскую Ост-Индскую компанию спонсировать Магнитную съемку Индии наряду с продолжающейся Великой тригонометрической съемкой. Братья Шлагинтвейт, Роберт, Герман и Адольф, были отправлены с этой миссией. Большая часть их исследований проходила в Гималаях, от Канченджанги в Сиккиме до Нанга-Парбата в Кашмире. С девятнадцатого по двадцатый век ученые продолжали ломать голову над магнетизмом горных пород, что в конечном итоге поддерживало теорию тектоники плит. Только в 1906 году Мотонори Матуяма и Бернард Брюнес продемонстрировали, что полярность Земли изменилась на обратную менее 800 000 лет назад. Тот факт, что разные поколения горных пород сохраняли свою первоначальную ориентацию относительно движущихся поверхностей земного шара, позволил геологам составить более точную временную шкалу формирования Земли. Используя новые инструменты, такие как магнитометры, геологи смогли вычислить возраст различных пластов в Гималаях, которые были перемешаны в результате тектонических потрясений.
Тревожная идея о том, что различные слои гималайских горных пород указывают нам в противоположных направлениях. доказывает, что эти горы не такие постоянные или неизменные, как может показаться, а образовались в результате геологической миграции. Слоистые фрагменты земной коры, составляющие эти многоуровневые хребты, забредали сюда из разных частей земного шара и из разных эпох. Происхождение этих тектонических путешествий зафиксировано в магнитной памяти камней, каждый из которых является компасом, который направляет нас к континентам, которые больше не существуют.
Извлечено из Диких Гималаев Стивеном Альтером (Алеф, 899 индийских рупий)
комментариев